Закаменная Е.Н. Левитановскими тропами.
Самые поэтичные, изысканные эпитеты употребляют люди, говоря о маленьком городке на Волге: «Плёс – жемчужина Волги», «изумруд севера», « русская Швейцария», «золотой Плёс»… «левитановский Плёс».
Безусловно, благодаря живописным полотнам И. Левитана миру открылась красота Плёса. Коренное же население города жило себе и жило среди этой красоты, воспринимая её как сам собой разумеющийся дар божий, с которым надо жить в любви и согласии. Природное чувство прекрасного заставляло людей застраивать свой город в согласии с природой, прислушиваясь к ней, оттого до сего времени восхищает его своеобразная и многогранная красота. «Плёс красив в целом, как изумительная панорама, красив в каждой своей детали, в каждом изгибе, в каждом закоулке», - писал А. Мантель в очерке «Плёс» в 1935 году. «Это та лирика, о которой Плёс и не подозревал, которая вдохновила одного из гениальнейших «барбизонцев» Левитана создать свои шедевры, которая сделала Плёс центром паломничества части русской интеллигенции, чающей «бёклиновских элегий», - продолжает А. Мантель. Плёс не только грустная элегия или светлая лирическая песня, Плёс – это и эпос, что доказано гением И. И. Левитана.
Исаака Левитана плесская природа подвигла на создание задушевных лирических пейзажей, «пейзажей настроения», в создании которых он непревзойденный мастер. Сегодняшним паломникам, посещающим город, знаменитые левитановские места позволяют пробудить воображение, вспомнить знаменитые полотна художника. Во многом город изменился, но еще хранит память о местах, запечатленных художником в знаменитых полотнах, в небольших зарисовках с натуры, в этюдах, набросках на память. Всего в Плёсе Левитаном написано около 200 работ, более чем в двадцати знаменитых полотнах отразились плесские впечатления и принесли художнику громкую славу.
«Уголок в Плёсе» - одно из первых впечатлений от тихого уютного волжского городка. Основной зеленый тон работы передает ощущение затерянности, старости, даже замшелости забытого богом уголка, но не вызывает мрачных ассоциаций. Теплое розоватое пятно освещенной стены дома будто отражает свет и рассеивает его на окружающую зелень, отчего она будто улыбается тихой приветливой улыбкой. Левитану свойственно отыскивать поэзию, лирику в самых, кажется, прозаических вещах. Таков и «Ветхий дворик». В непритязательном мотиве вросшего в землю сарайчика, тесового навеса, едва держащегося на подпорках, в зарослях бурьяна столько простоты и художественной правды. Живописец заставляет залюбоваться красотой увиденного им цветового тона с плавными переходами серо-голубого цвета в соседстве с коричневыми тонами, с пятном живой зелени в левом углу. Получается грустная лирическая песня о прожитой жизни.
В первый же приезд Левитан пишет натюрморты. Окружающие леса и сам город благоухали цветами, особенно Соборная гора с ее медвяным разнотравьем. Левитан пишет в Плёсе нежные «Незабудки», тонко пахнущие «Ночные фиалки», «Одуванчики».
Софья Петровна Кувшинникова была удивлена, когда Левитан с прогулки принес букетик уже отцветших пушистых одуванчиков. Кажется, что можно из этого сделать? Но он ставит букет в простую глиняную кринку и принимается за работу. В результате появляется натюрморт, поражающий художественным совершенством. Художник любил цветы, и потом учил своих учеников: «Нет, вы почувствуйте, что они живые, что налиты соком и тянутся к свету? Надо, чтобы от них пахло цветами, а не краской».
Поездка в Плёс была не первой поездкой художника на Волгу. Первый раз он ездил на Волгу в 1887 году, остановился под Нижним Новгородом вблизи Васильсурска. Волга произвела на Левитана, так чутко реагирующего на состояния природы, угнетающее впечатление, громадное водное пространство пугало, проливные дожди навевали неизбывную тоску, не получалось духовного общения с великой рекой. Эта поездка не оставила особенно заметного следа в творчестве художника. И все же Волга тянет к себе, и это чувство тревоги, непонятного неуютного волнения подвигло художника на создание знаменитой картины «Вечер на Волге», написанной зимой 1887-88 года в московской мастерской.
Образ Волги в этой картине значительный, величественный, ощущается сила мощного движения воды, сгущающиеся облака усиливают впечатление. Зрителю передается щемящее чувство внутреннего страха перед лицом вечной и всемогущей природы. Художник мастерски передает своеобразную холодную красоту, выбирая оттенки серого с синевой цвета. Таков общий тон работы, но он удивительно многообразен в оттенках, от глубокого, почти черного, до сверкающего холодной сталью. Левитан мужественно принимает эту эпическую красоту, и ищет новых встреч с великой рекой.
В компании с друзьями С. П. Кувшинниковой и А. С. Степановым он предпринимает новую поездку на Волгу весной следующего 1888 года. Теперь случай привел остановиться именно в Плёсе, внимание путешественников, поднимающихся по Волге снизу, привлекла маленькая ветхая церковка, которая неожиданно появилась из-за поворота. Древняя церковь стояла на безлесном холме и была удивительно хороша в закатных лучах солнца. Захотелось остановиться, посмотреть поближе, заглянуть внутрь.
Незнакомый городок оказался тихим, мирным, уютным, он буквально очаровал приехавших художников.
Пройдя по набережной, они нашли себе жилье, в доме купца Солодовникова сняли мезонин из двух комнат. Многое изменилось с тех пор. И этот дом стал ниже, если сравнить с фотографией на открытке начала XX столетия. Нижний этаж, где располагались лавки купца, оказался засыпанным в результате подъема Волги в 50-е годы прошлого столетия. И в доме этом на протяжении века мало помнили о том, что здесь жил знаменитый художник, прославивший город своими творениями. Здесь были и коммунальные квартиры, а в нижнем этаже мастерская по починке лодок и изготовлению топорной мебели, и гостиница, совсем недолго, и детские ясли, освободившие, наконец, дом для устройства там музея И. И. Левитана в 1972 году. Только в 50-е годы искусствовед С. Пророкова при работе над книгой о Левитане начала собирать материал о пребывании в Плёсе этого художника, собирать воспоминания старожилов города, тщательно изучать эту яркую страницу его жизни. К этому времени воспоминания тех, кто помнил о пребывании здесь Левитана и других художников, обросли легендами, достоверными и мало достоверными, иные факты сместились во времени. Но С. Пророкова создала интересную осязаемую картину о пребывании Левитана в Плёсе в книге « И. Левитан», изданной в серии «Жизнь замечательных людей» в . В 1960-е годы появился талантливый энтузиаст из плесских жителей Вавилова Алла Павловна, которая, начав с нуля, сумела создать прославленный на всю страну музей. Спустя столетие, она сумела найти бесценные реликвии, немногие подлинные вещи, принадлежавшие художнику, собрать некоторые уцелевшие после революционных реквизиций вещи из этого дома, чтобы воссоздать обстановку того времени в мемориальных комнатах. Но главное то, что музей, начавшийся со скульптурного портрета художника и одной картины, подаренной известным московским коллекционером, имеет сегодня более 20 подлинных работ И.И. Левитана. Вдохновенные экскурсии не только в музее, но и по городу, по левитановским местам, полюбились даже не тысячам, а миллионам людей, и люди по несколько раз приезжают сюда в этот гостеприимный дом. Пусть многое изменилось, сохранился дух этого места, есть музей (Плёс, Луначарского, 4).
Безлесый холм в год столетнего юбилея художника был засажен березами. И ветхая деревянная церковка Святых Апостолов Петра и Павла сгорела в 1903 году, пережив художника всего на три года. Но можно подняться на этот холм по узенькой тропинке и увидеть остатки старого кладбища и деревянную церковь, напоминающую ту, «левитановскую». Ее привезли сюда ради сохранения из обезлюдевшего села Билюково Ильинского района Ивановской области в 1983 году. Это тот же тип древней клетской церкви, крытой скалою, с единственной маковкой, на которой серебрятся чешуйки лемеха. Внутри за ее волоковыми оконцами скрывается что-то таинственное.
Нетрудно представить себе, как в далеком 1888 году художник вступил на подгнившие ступени, старенький священник отец Яков отомкнул заржавевший замок, заскрипели покосившиеся двери, затеплились свечи, блики света задрожали на старинной позолоте древних икон. Тонко чувствующий красоту художник был потрясен увиденным. Это было соприкосновение не просто с историей, соприкосновение с вечностью. Сильное впечатление надолго запало в душу. Софья Петровна Кувшинникова вспоминает:
«Впечатление получилось, действительно, сильное и трогательное. Отец Яков и какой-то, тоже старенький, точно заплесневевший и обросший мохом дьячок удивительно гармонировали с ветхостью стен и темными, почерневшими ликами образов. Странно звучали удары старого, точно охрипшего маленького колокола, и глухо раздавались точно призрачные молитвенные возгласы. Где-то вверху на карнизах ворковали голуби. Аромат ладана смешивался с запахом сырой затхлости и огненные блики мистическки мелькали на венчиках образов на иконостасе, а в довершение впечатления в углу появились вдруг три древние старухи, точно сошедшие с картины Нестерова. Их фигуры в черных платках и старинных темных сарафанах странно мелькали в голубоватых волнах ладана. Истово крестились они двуперстным знамением и клали низкие глубокие поклоны. Потом я узнала, что эти женщины здесь же в этой церкви были когда-то венчаны, и очень ее почитали… Левитан был тут же с нами, и, волнуясь, стал просить показать, как и куда ставить свечи… И во время службы стоял подле нас и переживал охватившее его трепетное чувство. И верилось, и плакалось, и было так легко…».
Левитан пишет этюд «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе на Волге» с удивительной теплотой и задушевностью. Древняя позолота икон, «писаных по белому», мерцающие огоньки свечей и лампад, создают неповторимый уют и светлую радость. Художник сделал и зарисовки интерьера церкви, и несколько пейзажных этюдов с Петропавловской церковью.
Спустя годы, в 1894 году при работе над картиной «Над вечным покоем» И. Левитан использовал этюды с церковью, написанные в Плёсе. Именно древняя Петропавловская церковь изображена на этой картине, хотя сюжет взят в Тверской губернии на озере Удомля. Но важнее всего были жившие в душе впечатления, пережитое потрясение от службы в храме в Троицын день несколько лет назад. Софья Петровна вспоминает этот день: «… когда началось благословение цветов, и раздались поэтичные слова молитвы, он, расстроенный почти до слез, наклонился ко мне и зашептал: «Послушайте! Ведь это же удивительно! Ведь это не православная и не какая другая молитва, это – мировая молитва!»
Художника привлекают самые чистые проявления духовности в русской культуре, доступные всему человечеству. И сегодня это уединенное место на холме возле древней деревянной церкви, высокое грозное небо над головой и бескрайние заволжские дали настраивают на размышления о вечности, о красоте окружающего мира, о бесконечности неба и о бренности одной человеческой жизни. Общение с подобными местами настраивает на добрые помыслы и дела, пробуждает чувство ответственности за свое присутствие в этом мире.
Теперь эта гора, называвшаяся в левитановские времена Петропавловской, называется горой Левитана. Отсюда виден, но только в ином ракурсе, и большой дом под красной крышей, изображенный на другой картине «Вечер, золотой Плёс», написанной в первый приезд. Этюды к картине написаны с холма, именуемого Холодной горой. Художник увидел и запечатлел простор воды и неба, залитый золотым закатным светом. Мягкий золотой свет обволакивает и дом, и храм Варвары Великомученицы, и полоску волжского берега. Картина наполнена светлой радостью, зовет вместе с художником приобщиться к радости и мудрости бытия. Софья Петровна Кувшинникова, приехавшая в Плёс вместе с Исааком Ильичем, вспоминает об истории работы над этой картиной:
«Судьбе угодно было впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки. Мятущаяся ее душа изнывала под гнетом тяжелой семейной жизни, и, случайно познакомившись с нами, она нашла отклик многому из того, что бродило в ее душе». Софья Петровна сдружилась с женщиной, и как созрела в душе мятущейся женщины решимость оставить семью и начать другую жизнь, так они часто бродили в пригородной роще и обсуждали, как это можно сделать. Левитан же в это время любовался, сидя на пригорке, тихо догорающей зарей, каждый день пополняя свои впечатления. Из этих впечатлений и родился шедевр".
Дом, изображенный на картине, за два с лишним века, много пережил и много повидал. Этот купеческий особняк построен в стиле провинциального классицизма в самом конце XYIII века купцом Подгорновым, потом половина дома была приобретена другим купцом К. М. Грошевым, первой женой которого и была та женщина-старообрядка, подружившаяся с С. П. Кувшинниковой. У И. Левитана, мало писавшего портреты, есть портрет Аннушки Грошевой. Как сложилась судьба женщины, уехавшей в Москву, тайно, с помощью художников, неизвестно. В последствии Ксенофонт Грошев женился второй раз и имел многочисленное семейство. После революции семейство потеснили, дом стал «многоквартирным коммунальным», затем в 1935 году здесь разместилась средняя школа, а в 1997 году был открыт Музей пейзажа. Однажды, размечтавшись, Левитан сказал своим ученикам: «А что, господа, вдруг мы с вами прославимся, как барбизонцы, я скоплю денег в Лионском кредите, выкуплю свою мастерскую и когда стану совсем старой калошей или умру, вы устроите в ней дом пейзажа». Так через сто лет исполнилась мечта художника: этот дом под красной крышей живет интересной наполненной жизнью, здесь не только музейная экспозиция, где выставлены работы художников-пейзажистов, так или иначе связанных с Левитаном, здесь регулярно проходят выставки современных пейзажистов. Говоря словами И. Левитана, «звучат новые молодые голоса», устраиваются творческие встречи художников, идет живое общение и «вечные споры об искусстве». Здесь в Плёсе новые поколения художников находят новые темы и мотивы, пытаются по-своему понять и передать на холсте, кажется, уже известные, но природа вечна и бесконечна в своем движении, потому мотивы эти неисчерпаемы.
Спускаясь с горы Левитана через узкую прорезку по булыжной мостовой, это Вичужский проезд, непременно вспомните о картине «Тихая обитель».
Маленькая речка у подножия горы, на горе среди деревьев шатровая колокольня небольшого храма, это Успенский собор. Мотив вполне узнаваемый. Глаза пытаются отыскать второй храм, он, наверное, скрылся за разросшимися деревьями. Потом начинаются сомнения: и холм в действительности значительно выше, и нет летнего храма Казанской божьей матери, увы, он разрушен в советское время, но был таким, каким запечатлен в картине, и речка не такая, и зыбкий мостик какой-то нереальный. Точно такого места и не найти, ибо «Тихая обитель» - картина-сочинение. Замысел ее долго и мучительно вынашивал художник, в ней отразились впечатления, почерпнутые в Звенигороде под Саввинским монастырем, наблюдения во время прогулок по окрестностям Юрьевца. В картине «слились в одно и саввинские переживания, и вновь увиденное, и сотни других воспоминаний».
Для художника важно было все: и общий тон, и освещение, и композиция, но главное - глубокий внутренний смысл. Утлый мостик как будто уводит человека от бурной и суетной жизни в мир благодатного покоя и тишины. Этого нередко искала его ранимая душа. Художник передает зрителю трепетный восторг от созерцания чистых зеленых, голубых, розовых, золотистых тонов, в какие окрашивает небо и землю свет предзакатного солнца. В природе виделось ему «божественное нечто, что не поддается анализу, разуму, а постигается любовью». Казалось, что таланта не хватает для того, чтобы передать это «божественное нечто» на полотне. И как велика была радость, когда чувствовал, что уловил это божественное нечто, и надо торопиться работать, работать, перенести на полотно с помощью красок то, что родилось в душе, созрело, явственно видится. В Плёсе художник обрел ощущение радости бытия и умиротворенного покоя в душе, здесь была его «тихая обитель». В Москве в мастерской художник завершил картину, которую сам считал удачной, хотя такие самооценки для Левитана – большая редкость. Картина была принята интеллигентной публикой с восторгом, современники писали, что люди по несколько раз приходили на выставку, чтобы еще и еще раз взглянуть на картину, говорившую зрителям что-то очень важное. Жизнь может быть совсем другая, без подлости и лицемерия, без рабской зависимости от денег и коммерции, без грязи и пошлости. И до сего времени, глядя на картину, как одной из чеховских героинь, хочется вступить на этот мостик и «идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоится отражение чего-то неземного, вечного». И сегодня мыслящий и чувствующий человек приходит на святое место, Соборную гору, и может испытать те же чувства, какие вызывает «Тихая обитель», картина великого живописца.
Путь на Соборную гору из Заречья с горы Левитана идет через речку Шохонку, тоже ставшую героиней левитановских работ. Маленькая, извилистая, чистенькая, с кувшинками, с запрудами, четырьмя мельницам, стадом коров, пришедших на водопой в жаркий июльский полдень, - такой была Шохонка во времена Левитана.
Из речки лет 50-60 назад жители еще брали воду для питья. Это сейчас ее подпирают волжские воды, и устье реки превратилось в затон с застоявшейся водой. Но если углубиться в заросли, немного подняться вверх по течению, поднять глаза – перед взором встанет глухая стена молчаливого леса, и ты окажешься в потаенном уголке, скрытом от остального мира. Тянет холодом, сыростью, сказкой, веет древними поверьями. Где-то здесь был написан этюд «Осень. Мельница». Приехав в начале лета, художник пробыл в Плёсе до глубокой осени, наблюдал тихое природы увяданье, ее прощальную красу. Уже нет ни этой ветхой сказочной мельницы, ни трех других, прилежно работавших в позапрошлом веке. Этот мотив старой мельницы стал сюжетом знаменитой картины И. Левитана «Осень. Мельница. Плёс», хранящейся в Третьяковской галерее. Этюд к картине, запечатлевший живое непосредственное видение художника, представлен в экспозиции Мемориального дома-музея И. И. Левитана.
Удивительные краски осени вдохновили художника на создание картины «Осень. Слободка». Слободка и бескрайние заволжские дали видны с откоса Соборной горы.
Окрестности Плёса, леса, заволжские просторы тоже влекли художника. Не раз отправлялся Левитан со своими плесскими знакомцами на противоположный берег, нанимая перевозчика с лодкой. Сохранилась фотография, запечатлевшая этот момент.
Старожилы узнают на фотографии Петрова, владельца дома в западной части города, у которого Левитан поселился в последний приезд, в 1890 году. Дом купца Петрова (дом Философовых) в настоящее время не существует, на его месте сейчас волейбольная площадка санатория "Плёс (ВТО). Петров пытался возродить полотняное дело купца Частухина и оживить его запущенный дом, доставшийся нерадивым наследникам. По мнению писателя Николая Павловича Смирнова, писателя, уроженца города Плёса, в лето 1890 года Левитан жил и работал в старом запущенном уже тогда доме Частухиных-Философовых. Домом этим завершалась набережная с западной стороны. В очерке «Художник», опубликованном впервые в газете «Рабочий край» в 1921 году, Николай Павлович пишет: «Дом, в котором жил Левитан, в котором мог бы разместиться музей, разрушается окончательно… Я думал: Плёс стал известным через Левитана. И неужели Плёс ничего не даст памяти своего поэта? Правда, я слышал, что по инициативе молодежи гору «над вечным покоем» решено назвать горой Левитана, но ведь этого недостаточно. Хорошо было бы устроить имени Левитана … музей. Для этой цели можно было бы использовать (отремонтировав) дом, в котором жил Левитан. Дом этот очень красив. Выстроен он в «Екатерининском стиле», украшен виньетками, заставками и резьбой. Полуразрушен». Очевидно, рассказы о том, что в доме Грошева была мастерская И. Левитана, и есть недоказанная легенда, основанная на сходстве этих двух старинных монументальных особняков. Известно, что семейство Грошевых принадлежало к старообрядчеству, вело замкнутый образ жизни, и строгие правила домостроя не могли допустить в дом художника, да еще и не православного. И в воспоминаниях С. П. Кувшинниковой тоже рассказывается, что встречаться с женщиной ей приходилось тайно « в пригородной роще». Эти доказательства приводит Леонид Павлович Смирнов в своих воспоминаниях о Плёсе и его жителях. И «левитановская березовая роща» находится в западной нагорной части города, стоит подняться вверх от места, где стоял разрушенный в конце 20-х годов прошлого столетия дом Частухиных-Философовых.
Знаменитую картину «Березовая роща», начатую в Бабкине еще в 1885 году, Левитан привозит в Плёс в 1889 году, во второй приезд, чтобы закончить на натуре, нужны были живые непосредственные впечатления, общение с молодой зеленью. А Плёс - поистине царство берез. Левитановской березовой рощей и сегодня называют местные жители рощу в районе современной турбазы Плёс в нагорной, юго-западной части города. Старые, отяжелевшие, сморщенные березы, вероятно, помнят, молодого, как и они в ту пору, сидящего с мольбертом художника, наблюдающего за шелестом листвы, игрой света и тени в их легких зеленых кронах. И сегодня солнце освещает почерневшую за долгие годы жизни кору, но деревья уже не могут ответить радостным свежим сиянием, когда- то молодых и стройных стволов, легким движением пышных зеленых кудрей. Эта радость и легкость молодости, свежесть зелени, трепещущей под легким дуновением ветра, игра солнечного света, льющегося на сочную траву, ароматный воздух – запечатлела и сохранила для нашего времени картина, созданная великим мастером. Искусствоведческая литература называет картину «классическим образцом русского импрессионизма». В это время Левитан еще только слышал о новом направлении в западноевропейском искусстве, может быть, видел репродукции, альбомы. Но еще А. К. Саврасов, его учитель, в годы ученичества привил своим ученикам любовь к писанию этюдов на природе, умение внимательно и тонко наблюдать, улавливать сиюминутное состояние в природе. Прекрасное мгновение, открывшееся здесь и сейчас, переданное с искренностью непосредственного восприятия, роднит Левитана с лучшими из французских импрессионистов, такими, как А. Сислей, О. Ренуар. Левитан страстно желал знать творчество импрессионистов, для этого он изучает французский язык, а может быть, совершенствует знания, полученные в детстве, его отец в Москве давал частные уроки французского и немецкого языка. У него будет возможность познакомиться с современным ему художественным процессом в Западной Европе, любимым для него станет творчество К. Моне и К. Коро. Но сейчас он усиливает то, что найдено в создании русского пейзажа А. Саврасовым, предоставляет зрителю еще большую глубину постижения души русской природы. Полно, ярко передается весеннее настроение, картина вызывает радостное бодрое чувство. Зеленый цвет, цвет жизни и надежды – главный в картине, только в сочной траве то тут, то там видны искорки синих и белых цветов. Богатство оттенков зелени, переливы цвета переданы художником в зависимости от освещения. Березки в картине Левитана - живые существа, которые радуются солнцу, веселы, в их жизни есть нечто человеческое, близкое и понятное.
В работах Левитана « проявляются присущие именно его таланту неповторимые черты – совершенно особенная, эмоциональная светочувствительность и чуткость к движению, пульсации, неуловимым изменениям в жизни природы, что выражалось в тональном и «тембровом» богатстве его произведений», - так определяют своеобразие таланта художника искусствоведы. Но сам Левитан считал, «как ни пиши, природа все же лучше».
Общение с картинами Левитана заставляет человека видеть то, что по выражению И. Грабаря, «видели всегда, но как-то не замечали». Сколько в России юных березовых рощиц! Одна из таких, высажена на Соборной горе студентами и преподавателями сельскохозяйственного техникума, очень похожа на знаменитую левитановскую, тоже полна радости, передает эту радость человеку, настраивает на видение смысла и добра в жизни. Сегодня тысячи людей едут в Плёс, чтобы пройти левитановскими тропами, увидеть в природе то, что мог увидеть художник. И беден тот человек, для которого «природа - закрытая книга», или он не умеет ее читать.
Главная героиня плесских работ Левитана - Волга, которую он пишет неустанно, он принял ее в свой духовный мир, готов наблюдать ее и ранним утром, и при закате солнца, и в сгустившихся сумерках, в любую погоду.
Картина «На Волге», написанная в 1888 году, создана из тончайших цветовых оттенков, золотистых и жемчужно-серых. В безмятежной зеркальной глади воды отражается прибрежный лес противоположного берега и небо. На этом берегу отдыхают от трудов лодки. Тишь, безлюдье вокруг осязаемы, хочется говорить шепотом, а лучше молчать, чтобы не нарушить растворенной в природе тишины, зачарованности красотой.
Одной из лучших работ, написанных в Плёсе во второй приезд, по праву считается картина «После дождя. Плёс».
Только что прошел благодатный летний дождь, все свежо, умыто: и дома, и храмы, и барки, и лодки, каждое растение на берегу дышит. Но не ушли еще грозовые тучи, не унесли с собой тревогу, солнце еще скрыто тучами, но потоки света уже льются на умытую землю, на легкую рябь воды. Художник передал удивительное ощущение красоты неповторимого мгновения. Небо и вода композиционно занимают большую часть картины, что передает величавость и значительность волжских просторов.
Вариант этой картины можно увидеть в Доме музее И. И. Левитана. Это первая работа, появившаяся в музее, подарок известного московского коллекционера. Сравнение этих работ позволяет прикоснуться к процессу творчества художника, увидеть, как художнику важны изменчивые, переходные состояния в природе, как тонко он умеет улавливать эти изменения.
Последний раз художник приезжал в Плёс в 1890 году, недолго был на Волге в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Но к этому времени уже была написана картина «Свежий ветер. Волга» (октябрь 1995 года).
Великая река продолжает волновать творческое воображение И. И. Левитана. Сильное эпическое полотно создает образ Волги, полный жизни, движения. Здесь движется все: и вода, и облака на небе, и лодочка, и дымы парохода, идущего навстречу ветру. Старинные барки у берега стоят с надутыми парусами. Эти расписные барки и дымящий пароход как будто связуют прошлое и настоящее. Создается гармоничный союз Земли, Воды, Небес и созидательного человеческого труда. И кажется, что союз этот прекрасен и вечен. Мажорные аккорды светлых чистых красок звучат жизнеутверждающе.
Эта левитановская работа особенно хорошо понимается и чувствуется, когда стоишь на кромке Соборной горы, обращенной к Волге. Отсюда с кручи открывается простор могучей реки, неоглядные заволжские дали, тот же свежий ветер дует в лицо. Здесь место древней крепости и крепости XY века, земля под ногами хранит следы многовековой истории, периодически, извлекаемые дотошными археологами. Современные лайнеры, пришвартовавшиеся к берегу, тяжело груженые баржи с лесом – работа сегодняшнего дня великой реки. Жизнь продолжается, жизнь прекрасна.
Искусствоведы считают, что лучшего полнокровного образа Волги, нет ни у кого из художников, кроме Левитана и Репина.
Так тончайший лирик Левитан создал очень мощные картины эпического плана, и не в смысле размаха, мощные по глубине проникновения в избранную тему.
Вместе с И. Левитаном в Плёс приехали А.С. Степанов и С. П. Кувшинникова, они приезжали в Плёс и позднее. Степанов выполнил в Плёсе несколько замечательных пейзажей «Пристань на Волге», «Улочка в Плёсе», большая картина «Плёс», «Стадо у Волги». Две его жанровые зарисовки, оказавшиеся в частных коллекциях за рубежом, представляют нам И. Левитана: «И. Левитан и С. Кувшинникова на этюдах» и «Левитан и Кувшинникова на прогулке».
Софья Петровна Кувшинникова, женщина неординарная, одаренная, тоже полюбила Плёс. Ею написаны воспоминания о пребывании художников в Плёсе, написаны живо, увлекательно, передают творческую увлеченность художников, «вечные беседы и споры об искусстве» и в то же время интересные бытовые подробности. Прекрасно Софья Петровна поработала в Плёсе и как художница. В Плёсском музее хранятся в числе других ее работы «Плёс» и «Плёс. Интерьер Петропавловской церкви», написанные уже без Левитана в 1890-е годы. Софья Петровна считала себя ученицей Левитана: «Восемь лет, посвященных практическому изучению природы под руководством Левитана,- это выше всякой школы». Работы этой художницы в течение двадцати лет успешно демонстрировались на выставках Московского общества любителей художеств. Ее работы имеет и государственная сокровищница произведений искусства Третьяковская галерея.
Левитановский Плёс сегодня манит тысячи туристов и паломников. Радость и мудрость бытия здесь, как нигде, почувствовал и сумел передать в своих полотнах И. И. Левитан, с плесских работ началась слава художника. На протяжении веков с разной целью использовались природные особенности города: удобнейшее место для крепости в средние века, замечательное положение города для торговли в веке девятнадцатом, Плёс – здравница в двадцатом веке. Но в том же двадцатом веке все сильнее ощущается эстетическая ценность Плёса. Недаром Плёс стал своеобразной «Меккой» для художников пейзажистов. Люди искусства острее прочих чувствуют, что единение человека и природы есть вечный источник духовности и культуры. Зачерпнуть из этого источника сейчас хотят многие, но все ли понимают, как осторожно следует обращаться с таким источником.
Е.Н. Закаменная